Страна Советов

Поделиться в соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

О сложных проблемах самоуправления простым языком.

(Интервью по горячим следам у Виктора Позерна взяла Оля Казачка)

— А председатель Совета должен держать работников своего аппарата в кулаке. Чтобы кружились как пчелки, собирали нектар мысли и опыляли депутатские головы, загруженные постоянной заботой не только о благополучии и процветании своих избирателей, но и о производственном процессе на основном месте работы.

О сложных проблемах самоуправления простым языком.

 

— Свой репортаж из Хиитола вы закончили тем, что для жизнедеятельности районного самоуправления необходимы крепкие межпоселенческие связи, взаимопомощь и сотрудничество. Что районный Совет депутатов должен сыграть в этом значительную роль. Что вы имели в виду.

— Я имел в виду то, что правовое самообеспечение деятельности поселений является для них тяжелой нагрузкой. И то, что на уровне поселений может восприниматься как высшая математика, на уровне района – простой арифметический пример.

— Например?

— Первое пришедшее на ум. Уставы и регламенты. У нас пять поселений. Каждое выдирает из интернета понравившийся ему документ, а затем долго и нудно причесывает его под себя. Занимаются этим, как правило, не профессионалы. В результате получаем либо документ со множеством огрехов, либо несоразмерную затрату сил на типовое, в общем то, положение. В результате люди, запыхавшиеся в изучении формальной стороны вопроса, уже имеют мало сил на реально необходимые поселению действия.

— Выход?

— Необходим единый юрист-консультант-сопроводитель для всех поселений, который бы и разрабатывал и помогал внедрять в жизнь и местные законы, и прочие правовые акты. Который курировал бы не только Советы, но и поселенческие администрации.

— Мечтать не вредно. Вы хотите заполучить юриста для помощи поселениям. Но, очевидно, что такому специалисту надо хорошо платить, сразу же возникает вопрос: где взять деньги?

— Вопросом на вопрос: А вы знаете во сколько бюджету обходится содержание районного Совета? Около двух миллионов рублей в год.

— А сколько там работает человек?

С марта этого года там работает 2 человека – это сам председатель Совета и еще один специалист муниципальной службы.

— Ну и что?

— Да ничего. Просто на эти деньги (и даже на меньшие) при хозяйском подходе можно содержать двух высококвалифицированных муниципалов и одного технического работника, которые безукоризненно могли бы удовлетворить не только потребности самого районного Совета, но и значительную часть потребностей поселенческого уровня.

— Не совсем понятно. Поподробней, пожалуйста.

— Пожалуйста. Содержание председателя Совета более 600 тысяч в год. Полномочия достаточно конкретны и определены Уставом.

— руководит подготовкой заседаний Совета

-ведет сессии

— общее руководство работой Совета

— содействие депутатам, обеспечение их информацией

— гласность и учет общественного мнения

— подписывает протоколы заседаний (хочется отметить, что нормативно-правовые акты подписывает глава)

— организует прием граждан

координирует деятельность комиссий

-открывает лицевые счета

— ведет учет бюджетных средств Совета

Любой руководитель производства обратит внимание, что из постоянных действий здесь можно выделить одно — ведет сессии. Все остальное необходимо лишь грамотно организовать и контролировать исполнение.

Вот чего не отнимешь – так это обязанности ведения сессий. Для этого, безусловно, необходимы и авторитет, и уравновешенность, и умение искать компромиссы. Но это скорее личностные, чем квалификационные требования. А самое главное в деле ведения сессий – знание регламента и желание его исполнять.

— Ну а как же подготовка к сессиям?

— За первый год работы нашего Совета было проведено 5 сессий. Даже если бы их было в 2 раза больше, то это было бы реже, чем один раз в месяц. Сессия готовится так:

Администрация формулирует вопрос, дает на него юридическое заключение и, если необходимо, экономическое обоснование. Затем вопрос передается в Совет председателю. Председатель направляет его на рассмотрение в одну из постоянно действующих комиссий. Комиссия изучает вопрос и выносит решение: принять, отклонить, или внести поправки. После этого проект решения по данному вопросу выносится на сессию и там уже все депутаты решают его судьбу.

— Ну, вот вы себе и противоречите. Организация работы комиссий – серьезный труд.

— Не спорю. Но по ныне действующему Уставу он возлагается не на председателя Совета, а на заместителя. «Статья 21 Устава говорит: Заместитель Председателя Совета Лахденпохского муниципального района организует деятельность постоянных и временных органов (комиссий) Совета Лахденпохского муниципального района, организует работу Совета в избирательных округах и несет ответственность за возложенные на него обязанности».

— Но это же нонсенс. За что же тогда платить председателю?

— При таком раскладе, конечно же, не за что.

— А вы ничего не путаете?

— Нет. Я конечно, не могу поклясться на Библии, поскольку имею атеистическое воспитание, но с Уставом в руках готов доказать это в любом суде.

— И вы считаете, что организовать работу комиссий можно на общественных началах, в свободное от работы время?

— Безусловно. В нашем Совете все председатели комиссий люди с большим опытом работы в органах представительской власти. Все они способны самостоятельно готовить и проводить заседания комиссий. Все умеют грамотно формулировать вопросы и реально оценивать ситуацию. Тут задача организатора проследить за своевременным обеспечением комиссий достоверной информацией и качественной ее подачей.

— А кто должен и может обеспечить эту «своевременность» и «качественность»?

— Вот для этого и должны быть профессионалы (муниципалы), которые подготовят, разжуют и в рот положат. И технический работник, который донесет до каждого депутата и все проекты, и все решения. И с каждым согласует устраивающее его время и место встречи, и выберет при этом оптимальное. За это они и должны получать деньги и нести ответственность.

— А председатель?

— А председатель должен держать их всех в кулаке. Чтобы кружились как пчелки, собирали нектар мысли и опыляли депутатские головы, загруженные постоянной заботой не только о благополучии и процветании своих избирателей, но и о производственном процессе на основном месте работы.

— И что, он должен делать это бесплатно?

— Конечно. Уже осознание своей сопричастности и значимости должно быть ему лучшей наградой. Если он еще и деньги хочет за это получать – он явно немного заблудился.

— А вот вы готовы работать с комиссиями за спасибо?

— Вполне. Ну конечно, когда все хорошо организовано, а не приходится охотиться за документами и искать место для работы. Когда вопросы выносятся вовремя, в соответствующей понятной обработке, а не в виде табличек-выписок из бухгалтерской отчетности с непонятными кодировками и терминами, как это бывало во времена моей деятельности городским депутатом.

— Но пардон. А где же вы найдете таких гранде-специалистов муниципальной службы, которые согласятся работать в нашем районе да еще за такую зарплату?

— Конкурс! Только конкурс, и еще раз конкурс, с грамотно прописанными требованиями и должностными обязанностями. А зарплата у них такая, что ее еще отработать надо.

— Но вот смотрите. В администрации…

— Стоп. Давайте договоримся. В администрации работают взрослые люди, которые сами отвечают за свои поступки и решения. Структура администрации разрабатывалась ей самостоятельно, и мы приняли ее такой, какая удобна главе района. За деятельность администрации отвечает глава. Не стоит лезть ни в формы, ни в методы его работы, чтобы не создавать ненужных конфликтов. Каждый должен хорошо делать свою конкретную работу.

— А как же подотчетность и подконтрольность?

— Это иная тема. Давайте обсудим ее в другой раз.

— Хорошо. Давайте тогда подытожим ваши предложения.

— В свете последних решений высшего федерального руководства нам целесообразно сократить расходы на содержание Совета на 20%. Это необходимо, чтобы не вступать в противоречие с верхами. Не стоит при этом бежать впереди паровоза и делать сокращение более глобальным. Более целесообразно расширить сферу деятельности районного Совета в сторону поселений. При этом для улучшения работы Совета необходимо произвести оптимизацию его структуры. –

а). Председателя районного Совета сделать неосвобожденным. То есть предложить ему работать даром (как, например, в Приозерске). Это даст основную экономию бюджетных денег.

б). Аппарат Совета сделать профессиональным, с четко определенными обязанностями и жесткой подконтрольностью председателю и депутатам. (В зависимости от поставленных задач это могут быть 2 муниципала и один технический работник, либо один муниципал и 2 технаря).

Как результат получим :

— Собственное юридическое сопровождение всех правовых актов, принимаемых районным Советом и Советами поселений.

— Оперативную связь председателя Совета и аппарата Совета с депутатами всех уровней.

— Единое информационное и юридическое пространство для деятельности не только депутатов районного, но и поселенческих Советов.

— Конкретное взаимодействие депутатов с избирателями.

(Все это произойдет за счет четкого распределения должностных обязанностей в аппарате Совета и жесткого контроля за их исполнением).

А если совсем просто, то задача этих поправок в структуру Совета: Поднять реальную значимость и авторитет местной власти. Чтобы каждый избиратель мог достучаться до своего депутата. А каждый депутат имел понятный ему механизм для исполнения своих полномочий.

Интервью у Виктора Позерна взяла Оля Казачка.

Запись опубликована в рубрике Район. Добавьте в закладки постоянную ссылку.