Сегодня в час дня у «камня Скорби» прошел митинг, посвященный жертвам политических репрессий.
Человек 20 пенсионеров, 10 учениц 5Б класса со своей учительницей Александрой Захаровой, несколько совсем пожилых свидетелей тех страшных далеких времен, с которыми принято связывать эту поминальную дату, да еще с десяток жителей города. Из официальных представителей местной власти — Галина Царикова, Рамиз Казымов и депутат города Юрий Морозов.
Достаточно прохладно – ниже нуля. Легкий снежок. У памятника выступают Лидия Котова, Любовь Белозерцева, Галина Царикова. Ведет мероприятие Елена Андреева. Говорят правильные, печальные, страшные слова. К кому они обращены? Конечно же к будущему поколению. К тем десятерым пятиклашкам, которые зябко переминаются с ноги на ногу, держа на ниточках белые гелиевые шарики. Судя по всему, они здесь случайно. Более по воле педагога, чем из «идеологических убеждений»… Услышали ли они, поняли ли хоть что-нибудь из сказанного?
Через полчаса дети выпускают свои шары – символ душ невинно убиенных — в небо.
Взрослые возлагают цветы и зажигают свечи. Руководители Лады приглашают к себе на чаепитие.
Живых репрессированных, способных дойти до городского сквера, с каждым годом все меньше. Все меньше официальных представителей власти. Сегодня становятся непопулярными воспоминания о собственных грехах прошлого. Не вписываются они, что ли, в концепцию нашей избранности и непогрешимости? Жаль. Близорукая политика. Нельзя вычеркнуть из истории страны эту полосу всеобщего беззакония, массовых убийств и унижений. К сожалению это было. Свидетельством тому памятные книги, камни скорби и семейные архивы выживших. Вот только сильное государство способно признать, покаяться и идти дальше. Слабое может попробовать забыть, но тогда дело совсем дрянь. Так и будем жить с комплексами самообожания и страха, подспудно ожидая ночного стука в дверь. И тут уже ни мощные дверные замки, ни новейшие ядерные ракеты – ничто не поможет.