Санкт- Петербург – бесспорный культурный центр России и то, что заседание постоянного комитета по вопросам местного самоуправления Парламентской Ассоциации Северо-Запада России состоялось именно здесь, стало большим подарком для всех его участников.
Мариинский дворец, Мариинский театр, Капелла, домашний театр в особняке «Дом Кочневой» запомнились гостям города не меньше, чем само рабочее заседание …
Однако к делу.
Постоянный Комитет состоит из представителей парламентов всех субъектов Северо-Западного федерального округа. Это республики Коми и Карелия, Ненецкий автономный округ, Псков, Новгород, Вологда, Мурманск, Калининград, Архангельск, а так же Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Собираются члены комитета примерно два раза в год и обсуждают самые животрепещущие муниципальные проблемы.
На этот раз были депутаты от всех 11 субъектов. Основной обсуждаемый вопрос звучал так: «Финансовая обеспеченность бюджетных обязательств местного самоуправления». Если более простым языком, то говорили о финансовой жизнеспособности местного самоуправления в нынешних экономических и (не побоюсь этого слова) политических условиях.
Одиннадцать субъектов. Все такие разные. Казалось бы, какие общие проблемы могут быть у Ненецкого автономного округа с населением в сорок тысяч человек и у пятимиллионного Санкт-Петербурга, каждый из районов которого по количеству жителей может потягаться со всей Карелией? Однако, такие проблемы назывались.
Я бы выделил две:
Первая. Невозможность территорий (муниципалитетов) самостоятельно и под собственную ответственность (если мы говорим о реальном, а не о декоративном самоуправлении) исполнять свои полномочия в существующей системе межбюджетных отношений, то есть при сегодняшней системе распределении доходов между федералами (Россией), регионами (республиками, областями) и муниципалитетами (районами, поселениями).
Вторая, логично и безвыходно вытекающая из первой: огосударствление муниципалитетов. Когда все ключевые решения и по кадровому составу руководителей на местах, и по финансированию территорий переходят на уровень региональных (фактически) государственных органов власти.
Есть ли выход?… Простой – навряд ли.
Но была высказана интересная идея:
Отдать доходную часть малого и среднего бизнеса на уровень муниципалитетов. Забыть, как дурной сон установку на то, что малый бизнес может и должен накормить государство. Малый бизнес – это система самозанятости населения. Оставить все получаемые от него налоги на местах. Пусть муниципалитет будет заинтересован в его развитии, а малый бизнес пусть кормит муниципалитет. Посадить их в «одну подводную лодку», пока они не загнулись по отдельности. Поставить в плотную взаимную зависимость. Дать им обоим, наконец, возможность развиваться и поднимать страну не только в красивых бумажных директивах, но и в реальной жизни. Если сейчас этого срочно не сделать – у нас не останется ни малого бизнеса, ни среднего класса, ни остатков местного самоуправления. Будет одна большая монопольно-капиталистическая тоталитарная система, которая может удержаться, к сожалению, только на штыках.
Поэтому надо срочно вносить изменения в законы, регулирующие межбюджетные отношения всех трех уровней (Россия, Республика, Местное самоуправление), а не перекидывать по два рубля из поселения в районы и обратно.
Составлением таких — кардинальных, а не условных поправок в законы о финансовом обеспечении МСУ и должна озаботиться наша Парламентская Ассоциация, пока еще не поздно. Надеюсь, что к следующему заседанию, мы сможем подготовить грамотные и взвешенные предложения в этой области.
Напрашивается вопрос: Зачем ломать копья и привлекать Северо-Запад, если само Законодательное Собрание Республики Карелия может точно так же выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ.
Ответ банально прост и печален: Практически ни одна наша законодательная инициатива до сих пор не обрела в Государственной Думе форму закона. Вероятность того, что обретет новая, по-прежнему продолжает стремиться к нулю.
Да, шансов на головокружительный успех немного. И все-таки, хочется быть оптимистом и надеяться, что даже не улучшаемое стоит пытаться улучшать. И мы непременно предпримем эту попытку.
ЭТО ЗАВИСИТ ОТ НАС!
Виктор Позерн
Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия.
Председатель комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики.