Хийтольская умелица

Поделиться в соцсетях:
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Недавно здесь пошел разговор о том, не смастерить ли «Хийтоляночку» — куклу-символ поселения. Запала эта мысль в душу Надежде, и она попробовала сшить народную куклу.

Надежда Федосенко приехала в поселок Хийтола после окончания медицинского училища и стала работать медсестрой в местной больнице.

Затем вышла замуж. Через некоторое время поступила в сельскохозяйственный вуз, и по его окончании долгое время трудилась зоотехником в племсовхозе «Застава». Когда совхоз расформировали, она ушла обратно в медицину. Всегда подтянутая, активная она успевала и за хозяйством следить, и детей воспитывать (их у нее двое), и воплощать свои садовые фантазии на придомовом участке.

В общем, про таких как Надежда Федосенко говорят: «рукодельница да умелица, за чтобы не взялась, все у нее выходит-получается: и дома порядок, и скотина ухоженная, и на огороде ни сорнячка». А еще она недавно открыла в себе талант шитья народных кукол. Совершенно случайно. Благодаря внучке Насте, у которой много разных дарований, и в чьей творческой жизни активное участие принимает любимая бабушка. Ну а чтобы быть поближе к Насте, Надежда записалась в клуб выходного дня при Хийтольском доме культуры.

Недавно здесь пошел разговор о том, не смастерить ли «Хийтоляночку» — куклу-символ поселения. Запала эта мысль в душу Надежде, и она попробовала сшить народную куклу.

— Это оказалось так интересно! Мы черпали идеи в фонде краеведческого музея: смотрели картинки народных костюмов, читали очерки из быта и истории наших предков, — рассказывает Надежда. – Хочется показать, как богаты традиции нашего края, везде есть свое, уникальное.

Как объяснила мастерица, чтобы сшить куклу, сначала делают «тушку». В каких-то краях — изо льна, где-то из шерсти. Раньше, как правило, делали кукол-женщин, иногда со сверточками-детьми. Традиционный женский костюм состоял из льняной рубашки, шерстяной юбки, шерстяного передника, накидки, которая покрывала плечи, и головного платка. Ворот рубашки скрепляла подковообразная фибула. Накидка крепилась к плечам рубашки при помощи наплечных фибул. Многие предметы имеют древнюю историю, но орнамент на них создан самими карелами. Например, застежки-фибулы использовались уже в древнем Риме, но оригинальный рисунок на них – изобретение карелов.

— В нашем случае мы выбрали «свадебную» куклу и назвали ее Хийтольской невестой. Кстати, сделанную своими руками такую куклу-берегиню мать дарила раньше дочери перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить ее, чтобы в новой семье было много детишек. Нарядная кукла на капоте автомобиля во время свадьбы в наши дни — отголосок именно этого обряда.

— Сегодня вообще возрос интерес к куклам наших прабабушек, — добавляет директор дома культуры Наталья Таянчина. — Современных людей начали интересовать народные обряды, культурные традиции, домашние предметы, сделанные штучно, с душой, руками мастеров, а не на огромных фабриках. Сейчас рукотворные куклы переживают второе рождение. Мы с гордостью тоже можем сказать, что теперь в нашем поселке есть мастерица, у которой появляется опыт в создании народных кукол. А еще как здорово, что есть в нашем районе замечательный музей в поселке Куркиеки, где собирают предметы древности, и не просто хранят их, а еще и учатся старинным искусствам, помогая нам осваивать традиционные виды ремесла. Кстати, 18 мая – международный день музеев. Хотелось бы поздравить с этим праздником коллектив Куркиекского краеведческого музея и отдельно поблагодарить его директора Марину Петрову за возрождение и развитие исторического наследия нашего края.

Как рассказали дальше Надежда Федосенко и Наталья Таянчина, «Берегиня дома» — Хийтоляночка будет храниться теперь в просторном зале Хийтольского дома культуры. Она стоит здесь, нарядная, в роскошном платье и от тряпичной красавицы веет теплом и уютом…

— А какое будущее у этой куклы? — спрашиваю я мастерицу.

— В дальнейшем мы планируем продолжить изготовление рукотворной куклы в нашем поселке. У Хийтоляночки появится жених, а потом и дети. Ведь приятно, когда есть что показать гостям, которые приезжают в наш поселок. Потом планируем шить такие же костюмы для взрослых, чтобы на праздниках и при других торжественных случаях у нашего поселка было «свое лицо».

Напоследок мастерица Надежда Федосенко рассказала, что когда делаешь кукол, откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь ее понять – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно из-за этого и делали кукол наши предки. Вот почему кукла-оберег необходима современным людям. Ради этого кукла будет жить дальше.

— Хочется верить, что у нашей Хийтоляночки будет прекрасное будущее, — добавляет Надежда. — А ремесло по изготовлению рукотворной куклы в районе продолжит свое развитие.

 

Вместо послесловия:

Из истории древнекарельского костюма

В одежде ярко отражаются национальные особенности. В женских костюмах 12-13 вв ( по материалам раскопок на Карельском перешейке) одного и того же этноса по разным причинам, в том числе и по возрастному признаку, наблюдаются различия и в наборе элементов одежды, и в цвете, и в составе металлических украшений. В Хауккавара Хийтольской волости работал крупный кирпичный завод, в Асила процветало славившееся на всю Финляндию гончарное производство. Отсюда и цвет Хийтольского костюма красный, коричневый.

По историческим данным хорошо известно, что уже в 12-14 вв у сформировавшейся народности корела в отличие от земледельческих и промысловых народов Новгородского государства было развито железоделательное производство. Металлические украшения в костюме — важный индикатор моды и, следовательно, относительно точный хронологический показатель.

Женская одежда карел типа длинной юбки состояла из двух полотнищ плотной шерстяной четырехниточной ткани. Верхние концы заднего полотнища перекидывались на передние, слегка касаясь друг друга, а на плечах скреплялись овально — выпуклыми фибулами. К ним прикреплены пронизки с привесками, цепедержатили, от которых спускались цепи. К цепям крепился с левой стороны нож в ножнах, с правой – копоушка. Использовали и шумовые подвески, не редко в виде двухголового конька. Края юбки обрабатывались светлой или ярко окрашенной тканью либо фасонной лентой. Тонкая льняная рубаха застегивалась у ворота онаментированной серебряной округлой фибулой. На передник шла такая же по структуре ткань, края которой украшались спиральками из медных сплавов и бахромой. Наплечная накидка из четырехниточной ткани отделывалась по краям бахромой. Она застегивалась под грудью брошью. Платок из той же ткани, что и юбка, свисал с головы и иногда крепился застежкой.

Для справки

В создании костюма Хийтоляночки, как уже говорила выше директор дома культуры п. Хийтола Наталья Таянчина принимал непосредственное участие и коллектив краеведческого музея. Пользуясь случаем, хочется упомянуть о том, что интересного сегодня ждет посетителей музея.

Например, в одном из его помещений жители района и его гости могут посетить уникальное «королевство лишайников» — это коллекция удивительных форм лишайников, растущих на деревьях, на скалах, на почве. ( При посещении сотрудники музея расскажут о применении лишайников в пище, в окраске тканей, в парфюмерии). В другом выставочном зале представлены как будто ожившие легенды Карельского края: карельская мифология, персонажи эпоса Калевала, выполненные из причудливых форм деревьев и природного материала, древние духи этих мест — Хийси, Тапио, Лохи-Нейтти. Кроме того, в музее каждый своими руками может потрогать предметы карельского быта 19 века: детали кузнечного дела, рыболовные снасти, деревянную утварь, прялки, ткацкий станок, маслобойку, угольные утюги. Безусловно, порадует посетителей и выставка «Чудеса из соломки» мастера О. Соколовой. А еще здесь хранится память о лете 1941 года – это карты и схемы оборонительных боев на границе в 1941 году, экспонаты военного времени, портреты героев.

Помимо экспозиций музей предлагает обзорную экскурсию « Кирьяж- Кронеборг Куркиеки» — древний торговый центр Прилажья Новгородское, шведское, финское время. Подъем на древнюю крепостную гору Линнавуори с остатками оборонительных валов 12-14 веков, знакомство с историческими зданиями Кроноборгской школы земледелия, памятником архитектуры эпохи финского национального романтизма по проекту архитектора Ларса Сонка. А также посещение дома-музея Ларса Сонка, знакомство с памятником архитектуры эпохи национального романтизма.

Информация для связи: тел. 7921 222 79 50, директор Петрова Марина Игоревна, e-mail: kirjazh@onego.ru, сайт: www.kirjazh.spb.ru.

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.