Высший Горный Совет

Поделиться в соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мне представилась редкая и почетная возможность принять участие в работе Высшего Горного Совета некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России», проходившего 18 марта с.г. в конференц-зале Санкт-Петербургского Государственного горного института

«Технического Университета» им. ГВ. Плеханова. На первый взгляд – и масштаб и общая направленность данного совещания не связаны с вопросами развития нашего района, но при внимательном рассмотрении связь становится более чем очевидной.

Именно поэтому я и решился высказать в печати свои впечатления на этот счет.

Место проведения выездного заседания Высшего Горного Совета выбрано явно не случайно. Первый Российский горный университет основан по указу Екатерины II, и как по возрасту (он на десяток лет старше США), так и по значимости не имеет себе равных в России. Президиум Cовета представлен очень уважаемыми людьми:

  • министр топлива и
    энергетики РФ (1993-96г) – Шафраник Ю.К, ныне являющийся председателем Высшего горного совета Некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России»;

  • первый вице-президент академик горных наук Трубецкой К.Н;

  • председатель горного совета СЗФО Вайсберг Л.А;

  • ректоры ведущих вузов (горняцких и металлургических) страны.

Не переходя на официальный тон принятой повестки заседания, главную его тему можно сформулировать так: «Что необходимо сделать в ближайшее время в системе подготовки специалистов горного дела для того, чтобы страна не стала сырьевыми задворками остального развитого мира».

На меня произвели чрезвычайное впечатление конкретный тон и глубина аналитического подхода прозвучавших выступлений. Таким же глубоким и продуманным было приветствие председателя Совета Федерации РФ горного инженера-геофизика Сергея Миронова.

Отмечено сильное снижение уровня подготовки выпускников ВУЗов – рынок специалистов заполнен дипломированными дилетантами, именно этим и объясняется нежелание руководителей предприятий принимать на работу молодых специалистов, предпочитая им горняков ещё советских выпусков. В развернутом анализе направлений подготовки очень показательно, что из 842 ВУЗов 342 готовят менеджеров, 271 – экономистов, 161- юристов; 68 – горняков и геологов (8%). Причем в 25 горняцких вузах обучаются по одной группе студентов (25 человек). Картина для страны с развитой экономикой, уверенной в своем будущем, должна быть с точностью до наоборот. Ведь именно производящие отрасли, т.е. отрасли реальной экономики, дают работу менеджерам, экономистам, юристам и практически всем бюджетным, силовым и в т.ч. и фискальным ведомствам.

Особому, острому и критическому вниманию подвергся нынешний переход на оценку знаний по системе ЕГЭ. Мы, выпускники пятибалльной системы, новую, «егэшную» 100-бальную систему понимаем так: 20 баллов – это «1»(кол), 40 – «двойка» и далее! Тем не менее, средний вступительный балл в бюджетных ВУЗах колеблется от 57 до 82. В платных – от 41 до 58. (переведем в пятибалльную!) т.е. очевидно, что с подачи ЕГЭ студентами ВУЗов становятся просто «двоечники». Не этим ли объясняются периодические появления «Бревновых» на высших технических постах. Тем более, что на 2011 год заложено 50% сокращение бюджетного плана приема студентов!

Особое внимание обращено на необходимость мощного финансирования подготовки кадров. Для успеха в дальнейшем студента ВУЗа реальной экономики необходимо вкладывать 10-15 тыс. долларов в год. На сегодня даже в осевых ВУЗах эта сумма не превышает 2-2,5 тыс. долларов. И более того, ряд компаний, как то: «АЛРОССА», Газпром», «Норильский никель» (и другие, наиболее «бедные»), «забывают» доучивать ими же отправленных на учебу студентов!

В числе причин происходящего планового раскомплектования промышленных отраслей страны называлось отсутствие государственного заказа на специалистов по отраслям, отсюда и вполне понятная фривольность молодежи в выборе специальностей, ведь технические специальности несравненно более сложны в постижении, чем гуманитарные. Также отмечены деформированные общественные мнения о труде в реальной экономике и в плане трудозатрат, и в плане возможных зарплат и прибылей. Объяснением деформаций общественного мнения может быть отчасти тот факт, что в общем фонде времени телевизионного эфира для освещения и популяризации реального труда выделяется только 1,6% (остальные практически 100% сфера непроизводственно-развлекательная).

Реальная экономика сегодня – это безусловно напряженный, постоянно совершенствуемый высоко технологичный т руд, а уж никак не телеги, таскаемые бурлаками или в лучшем случае лошадьми; зарплаты не валятся с неба, а именно добываются из недр, что и создает основу процветаний районов, регионов и стран.

Не незамеченным остался и тот факт, что на совещании не присутствовали люди, принимающие решения. Под вывеской каких-то «коррупционных следов» ,вроде бы замеченных Мин.Фином РФ , не решается вопрос о фиксированном отчислении доли от объема Федеральной добычи из недр на образование (в год суммарный объем добычи составляет около 485 млрд. долларов, на обучение достаточно 0,1%).

И одним из наименее понятных моментов является то обстоятельство, что уже много лет раскручиваемая реформа образования идет без участия в её обсуждении ректоров основных ВУЗов державы!

Совет закончился принятием проекта решения, который в течение двух недель будет дорабатываться и дополняться предложениями. В конце марта он будет передан главе правительства РФ. Я, естественно, не рассчитывал на возможность вступить, да и необходимости в этом не было, свои проблемные вопросы, касающиеся нашего предприятия, я просто передал председателю Высшего Горного Совета.

И теперь, проецируя сказанное на дела местные, районные, хочу отметить ряд совпадений (все мы в России живем):

Было бы очень полезно власти обратить внимание на местное училище с его существующим уровнем подготовки выпускников, с его финансированием, укомплектованностью кадрами и учебными пособиями, с конкретными результатами работы;

Району нужны реальные производства. Необходимо отчетливо понимать всем, что реальная экономика – основа жизни регионов, а начинается она с горно-добывающей промышленности (кстати, Карелия на 80% живет за счет этой самой промышленности; Мурманская область – на 95%), только реальная экономика способна реально менять жизнь района к лучшему.

 

Генеральный директор ЗАО Терваярви,
депутат Совета Лахденпохского муниципального района
Галушко И.В.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.