Московская Дума о местном самоуправлении

Поделиться в соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  26Виктор Позерн в корридорах власти апреля в Государственной Думе РФ в Москве прошли парламентские слушания на тему «Вопросы законодательного обеспечения и совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти».

 

Всего мероприятие собрало около 180 участников со всей России. Республику Карелия представляли: депутат Гос Думы Валентина Пивненко, зам председателя правового комитета РК Александр Федоричев и председатель комитета по МСУ ЗС РК Виктор Позерн.

За 2 часа прозвучало 9 насыщенных докладов, изобилующих цифрами, мнениями и предложениями выступающих. Надеюсь, что их детальный системный анализ в ближайшее время проведут представители Карелии, присутствовавшие на слушаниях и работающие на профессиональной основе. Я же отмечу те моменты выступлений, которые показались мне наиболее интересными, сопроводив их некоторыми своими комментариями.

Кидяев В.Б 1. Кидяев В.Б. (Председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

Кадры решают все. В этом важнейшую роль могут и должны сыграть… советы муниципальных образований субъектов Федерации.

(Карелия – один из немногих субъектов, где подобный совет, хотя и был в свое время создан, но сегодня самораспустился. Два месяца назад наш комитет встречался с его исполнительным директором Александром Юрьевым. Встреча была обстоятельной, но безрадостной. Теперь очевидно, что следуя решениям старших товарищей из ГД, придется форсировать восстановление его жизнедеятельности).

НДФЛ следует из федерального налога сделать региональным и долю поступлений в местные бюджеты увеличить до 50%.

(Кто бы спорил. Я бы вообще все 100% оставлял на местах. Вот только каким образом принудить работодателей регистрировать предприятия там, где они работают, а не в «оффшорных» зонах, куда и уплывает положенный муниципалитетам налог?)

Передача медицины на региональный уровень (для Карелии – республиканский) не рассматривается однозначно-положительно. Уже слышны предположения поступить также с детскими садами. Но не всё так просто. Пора на деле приблизить к людям исполнение важнейшей для них функции государства, приблизить, но не отдалить.

(Вопрос крайне болезненный, поскольку сам я полгода назад «сильно не разделял» желание районной власти безоговорочно отдать полномочия по медицине на региональный уровень вместе со всем сопутствующим имуществом — движимым и недвижимым, усматривая в этом явное ослабление муниципалитета. Уже тогда была опасность, что вслед за этим последует инициатива передачи на государственный уровень и полномочий по образованию. Аргументация может быть аналогичной – централизация, выравнивание уровня обеспеченности … А если мы посмотрим на бюджет Лахденпохского района 2011, то увидим, что ¼ бюджета — полномочия по здравоохранению (с 2012 года ушли на республиканский уровень), ½ бюджета – полномочия по образованию (примерно 1/4 из них – детские сады и внешкольное образование), на все остальное вместе взятое приходится тоже ¼ бюджета района. Тогда о каком усилении роли МСУ можно говорить? А ведь именно реальное МСУ рассматривается как основа демократического развития страны. Правда, это если мы серьезно избрали для себя демократический, а не авторитарный путь развития).

  1. Кодина Е.А. (Минрегионразвития)Кодина Е.А

Нужен Реестр публичных полномочий всех уровней власти.

(Согласен. Он должен быть публичным и легко доступным для любого жителя. Может быть тогда посылать ходоков с «уровня на уровень» бюрократам от исполнительной власти станет несколько сложней).

Чуть больше половины глав муниципальных образований избираются непосредственно населением. Позиция Минрегионразвития сводится к необходимости а). повышения выборности глав муниципальных образований, и б).повышения их полномочий…

(Я понимаю это так, что глава района, являющийся главой администрации и избираемый на прямых выборах — вариант, наиболее отвечающий вызовам времени. Хочется обратить внимание, что Лахденпохский район, в силу решения прошлого депутатского корпуса, находится сейчас в самом предпочтительном с точки зрения дальнейшего развития МСУ положении. Однако, нынешний состав районного Совета явно не разделяет такой точки зрения. Следующий глава района будет председателем районного Совета, а не главой администрации. К тому же бродят настроения по отмене его прямых выборов. Это настораживает, поскольку не совсем соответствует федеральной доктрине).

  1. Харитонов Н.М. Харитонов Н.М. (председатель комитета ГД по региональной политике)

Власть – это собственность и финансы. Нет одного – нет другого. Для благополучия страны необходимо создать условия для ровного и равного развития регионов. Этого пока нет.

(Ответа, как это сделать, пока тоже нет).

  1. Бежаев О. Г. (Министерство финансов)

С 2013 года всё-таки планируется перейти к единому налогу на недвижимость. Будет муниципальный налог, единый муниципальный налог на недвижимость.Бежаев О.Г

(Не понял, насколько он будет больше, чем нынешний налог на имущество физических лиц, но надеюсь, что прилично).

5. Тимченко В.С. – депутат ГД, председатель Всероссийского совета МСУ.

Сильное государство не может существовать без хорошей региональной составляющей, а тем более без сильного местного самоуправления. (100% — ЗА!)

Необходимо передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса.

Тимченко В.С Надо производить зачисления штрафов по месту, где действительно наносится ущерб от этих нарушений, зафиксированных административной комиссией. Это можно было сделать уже сегодня.

(Согласен. Это надо было сделать еще вчера).

Профессия председателя представительного органа, руководителя муниципального образования теряет свой авторитет и престиж, в том числе из-за необоснованного и несправедливого прессинга со стороны надзорных органов. И на это нужно обратить самое серьёзное внимание.

(Я бы сказал, что основной прессинг все-таки направлен на глав администраций, которые и являются реальными руководителями муниципалитетов (в Лахденпохском районе это, правда, одни и те же люди). А то, что надзорные органы, «добросовестно исполняя свои обязанности», ставят МСУ в тупик – это факт).

  1. Киричук С.М. — председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству и МСУ, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований

Грядут прямые выборы органов местного самоуправления везде.

(В нашем районе они и так прямые, но такое заявление вселяет уверенность, что они таковыми и останутся).

По инициативе Дмитрия Козака, ныне действующего вице-премьера, ещё в 2003 году был записан институт совета муниципальных образований. С этой целью с 2006 года он работает, этот институт. А как он работает? То придет на него губернатор, то не придет. То придет министр, то не придет… Механизмы давным-давно законодательно прописаны, надо внедрять их в жизнь.

(Опять вспоминаем про А. Юрьева. Видимо придется ему еще потрудиться).

Нельзя все сваливать на федеральный уровень. Крапива на дорогах иКиричук С.М не покрашенные палисадники – все-таки головная боль местной власти.

(Без комментариев).

Чем дальше от центра, тем местная власть значимей.

(Воздержусь от комментария. В этом есть здравое зерно, но как такой вывод пристегнуть к реальной жизни, пока не понимаю).

Сити-менеджер – не панацея от всех бед. В Европе до сих пор не пришли к единому мнению. Главы администраций там могут быть как выборными, так и работать по контракту. Но нигде при этом бурьян на улицах не растет. Так что вопрос не в форме, а в компетенции и желании работать.

(На 100% согласен. Не от формы организации МСУ зависит эффективность ее работы. Хороша ли, плоха ли нынешняя законодательная база, но она есть. Тем, кто решился возглавить муниципалитеты, надо «пахать» именно в ее рамках. Видите, что где-то «полный тупик», составляйте обоснованное предложение, направляйте своему депутату в Зак Собрании, трясите его, как грушу. Пусть выходит с законодательными инициативами – это его право, его обязанность. Но только конкретно, а не с бабскими кухонными причетаниями о «необоримых трудностях жизни»).

7. Неопределенный оратор (я не смог определить по своим записям, кому принадлежали эти слова).

Налоговые поступления в местные бюджеты мало зависят от территорий. Хорошо это или плохо – вопрос системы, но это данность, с которой приходится считаться.

(Это не плохо, это – недопустимо плохо. Муниципалитеты не заряжены на саморазвитие территорий! Кто может прийти к управлению в таких условиях? Либо отмороженный лунатик, готовый каждый год заново высаживать розы в кратерах всепожирающих вулканов. Либо временщик, работающий по принципу: район все равно не поднять, так хоть себя любимого не обидеть).

Еще было трое содокладчиков из регионов, говоривших конкретно и по существу. Последний из них закончил свое выступление в 20 минут седьмого (при регламентном окончании слушаний в 18.00). В такой ситуации рваться на трибуну было элементарным неуважением ко всем остальным участникам. Поэтому многие регионы так и остались не услышанными. Вообще, двухчасовой формат общения для людей, проделавших более чем суточный путь – кажется не самым рациональным. Именно поэтому, чтобы получить максимально возможную пользу от поездки, я попросил на следующий день о встрече с Сергеем Катанандовым. Предыдущим главой нашей республики, а нынче первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству … и местному самоуправлению.

О результатах этой встречи в следующей публикации.

(P.S. Находясь под большим впечатлением от обилия новой информации, я еще утром забыл свой фотоаппарат где-то в коридорах Гос Думы, поэтому все фотографии выступавших взяты мной из интернета).

P.P.S. Около семи часов вечера, после окончания всех официальных мероприятий, я рискнул пойти поискать потерю. В одном из многочисленных коридоров представительной власти, на одном из кресел, он преспокойно дожидался встречи с хозяином. Еще раз убедился, как глубоко ошибаются те несознательные граждане, которые считают, что «все депутаты воры»).

Виктор Позерн Депутат Зак Собрания Республики Карелия.

Запись опубликована в рубрике События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.